Автомобили советской (а теперь российской) торговой марки УАЗ хорошо знакомы многим поколениям автомобилистов во всем мире. Некоторые из авто, сошедших с конвейера Ульяновского автомобильного завода, по праву заслужили статус легендарных. Вспомним, с чего все начиналось и что представляют собой уазовские машины сегодня.
1940-е
История автозавода в Ульяновске начинается в июле 1941 года, когда Комитет обороны СССР принимает решение об эвакуации из столицы ряда предприятий. В этот перечень входил и автозавод ЗИС, сборочные производственные площади которого было решено переместить в Ульяновск. В начале 1942 года цех заработал на новом месте, выпуская снаряды, а к маю того же года были собраны первые пять грузовиков ЗИС-5, к июлю темпы производства выросли до двадцати машин в сутки. Осенью 1942 начался выпуск малолитражных моторов Л3/2, предназначенных для военных автомобилей. Головным предприятием стал филиал «УльЗИС» в Ульяновске.
Строительство полноценного автозавода в Ульяновске было начато в 1943-ем году, в мае которого увидел свет дизельный 3,5-тонный грузовик УльЗИС-253, не уступающий по характеристикам двигателя американскому «Студебеккеру». С конца 1944-го на заводе начата разработка новой модели ГАЗ-АА. Этот полуторатонный грузовик сошел с конвейера уже в 1947-ом. В 1949-ом году была продемонстрирована еще одна новинка — однотонный автомобиль УАЗ-300. Однако этот грузовик в серийное производство не пошел.
1950-е
На начало пятидесятых годов приходится создание новых автомобилей семейства УАЗ. В 1956 Ульяновскому автозаводу поручают производство малотоннажных внедорожников ГАЗ-69 и ГАЗ69А с прицепами. С 1959 года налаживается экспорт ульяновских автомобилей более чем в два десятка стран мира, где они быстро заработали хорошую репутацию благодаря надежности и простоте эксплуатации. По ходовым качествам ульяновская техника тех лет превосходила многие зарубежные аналоги.
1960-е
Конструкторская группа автозавода в 1960 году разрабатывает и внедряет в производство новую систему штангового конвейера. Это было передовое решение, которого не имели на тот момент ни ЗИЛ, ни ГАЗ, являющиеся лидерами советского автомобилестроения. Таким образом, ульяновцы превзошли наставников по части инноваций. В 1961 начинается серийный выпуск грузовика с бортовой платформой УАЗ-451Д и фургона УАЗ-451. Модификации этих моделей дошли до нашего времени. В 1965 с конвейера Ульяновского автомобильного завода сходит 250-тысячный ГАЗ-69, в том же году завершается разработка пришедшего ему на смену УАЗ-469. Следующий, 1966 год принес золотую медаль грузовику УАЗ-452Д на международной выставке сельскохозяйственной техники в Москве. В августе того же года коллектив УАЗа награждается орденом Трудового Красного Знамени. В середине шестидесятых появляется УАЗ-452 — легендарная «буханка», пережившая множество модификаций и актуальная по сей день.
1970-е
Осенью 1971 года на Ульяновском автозаводе происходит безостановочный переход с моделей ГАЗ-69 и ГАЗ-69А на УАЗ-469 и УАЗ-469Б, успешно прошедшие государственные испытания в 1972. В это же время, с целью усовершенствования производства, на заводе расширили главный конвейер и запустили грузовую линию. Наладочная партия внедорожников 469-ой линейки вышла в декабре того же года. Через два года, в 1974, три авто УАЗ-469Б за сорок минут поднялись по серпантинной дороге на Эльбрус на высоту 4000 м над уровнем моря. В 1976 Ульяновский автозавод снова получает орден Трудового Красного Знамени, а двигатель УМЗ-451М отмечается государственным Знаком качества. Того же знака удостаивается в 1977-ом «буханка» — УАЗ 452 фургон.
1980-е
Очередные правительственные награды инженеры УАЗа получают в 1983 за разработку амфибии «Ягуар». Этот автомобиль создан в первую очередь для армейских нужд, в частности — для пограничных войск. На воде этот вездеход развивал скорость до 10 км/ч. Примечательно, что до сих пор аналогов этому авто в мире нет. В 1989-ом году популярной телепрограммой «Клуб путешественников» был инициирован международный проект «Великий Шелковый путь», в котором приняли участие автомобили марки УАЗ. В рамках этого проекта, проводившегося под эгидой ЮНЕСКО, совершился автопробег на десять тысяч километров по территории Казахстана и Средней Азии. Конкурентами уазовских вездеходов в этом мероприятии были «мерседесы». По проходимости советская техника не уступила немецкой, а на горных подъемах показала преимущество.
1990-е
Девяностые годы ассоциируются с переменами, которые не обошли и автозавод в Ульяновске. В 1992 предприятие получает статус акционерного общества и становится АО «УАЗ». В 1993 начинается выпуск очередной модификации УАЗ-31514, представлявшего собой усовершенствование популярного 469-го вездехода. Автомобиль получил регулируемые сиденья, металлическую крышу, новые дверные замки. Также расширение ряда модификаций предполагало применение пружинной подвески и более экономичной версии мотора. В 1994 предприятие удостаивается международной награды «Золотой глобус» за вклад в экономику страны, интеграцию в мировую экономику, а также за производство высококачественной и конкурентоспособной продукции. В 1996 последовала еще она награда — европейский приз «Золотой Меркурий», а в 1997 удостоился золотой медали и диплома внедорожник УАЗ-3160, принявший участие в выставке «Европа–Азия–Транзит».
Также 1997 ознаменовался началом производства автомобилей малых серий, которую открыл УАЗ-3153 (версия 31514 модели с удлиненной базой). В августе 97 с конвейера сходит EFP-3160, на базе которого в дальнейшем разрабатывались Simbir и УАЗ-3163. В 1998 году начинается сборка УАЗ-31604 с дизельным мотором с перспективой выпуска грузовой линейки с новым шасси, включающей в себя автобус, грузовик и фермерский автомобиль. В 1999-ом выпускается стотысячный УАЗ-3160 и начинается серийное производство малотоннажных УАЗ-39094 с металлической платформой и пятиместной кабиной.
2000-е
Миллениум Ульяновский автомобильный завод встретил новой моделью — УАЗ-3162 и разработкой малотоннажного мультивэна, рассчитанного на двенадцать человек. В 2001 году на столичной выставке получает золотую награду внедорожник Sumbir, а на автопробеге продемонстрированы пикап с двухрядной кабиной УАЗ-2362 и минивэн УАЗ-3165. Годом позже усовершенствованная модификация УАЗ-23632 победила в номинации «Лучший пикап» MIMS 2002 и получила диплом гран-при. Весной 2003 появляется первый УАЗ «Хантер». В конце того же года предприятие проходит сертификацию на соответствие международным стандартам контроля качества, после чего заводу вручен сертификат ISO 9001:2000. В 2004 с конвейера сходит УАЗ-2360, собранный на базе 3160 версии. С 2005 по 2009 идет активная работа с модификациями из серий «Хантер» и «Патриот».
2010–2020-е
Весной 2010 года Ульяновский завод начинает выпуск моделей с двухтопливными газобензиновыми моторами. Летом того же года УАЗ-469 ставит рекорд по вместимости кузова легкового внедорожника, в котором разместилось одновременно 32 человека. В 2011 к 70-летнему юбилею завода выходят ограниченные серии «Хантер» и «Патриот» (для внешних рынков и для России соответственно). Автомобили этих модельных рядов на протяжении последующих лет непрерывно совершенствуются, попутно получая престижные награды. В 2018 отмечает юбилей легендарная «буханка».
2020-ый считается годом Антарктиды, УАЗ приурочил к нему выпуск лимитированной серии «Патриот» с перламутровым окрасом кузова, экспедиционным багажником и лестницей, оригинальными элементами экстерьера. Серия включала в себя всего 200 авто. В 2021 выходит УАЗ «Профи Полуторка» с двухскатной ошиновкой задней оси, а в 2022 выпускается коллекционная версия УАЗ-469.
Сегодня Ульяновский автомобильный завод продолжает продуктивно работать, в том числе поддерживая и расширяя экспортное направление, сформированное еще в эпоху СССР. В частности, крупная партия «Патриот Экспедиция» в 2023 отправлена в Боливию. Возобновляется выпуск экспедиционных версий «Хантер», обновляется производственное оборудование, автомобили бренда участвуют в престижных турнирах и конкурсах, получая награды.